Тепличная отрасль - тренд на консолидацию усиливается

04.09.2019

Бизнес по выращиванию товарных овощей и зелени в защищенном грунте России только 2-3 года назад начал проявлять явные признаки отраслевой консолидации. Огромные территории страны усложняют процессы профессионального и коммерческого объединения тепличных производителей. Во многих субъектах Федерации до сих пор работает по одной, реже по две крупные промышленные теплицы, которые, в основном, обеспечивают своей продукцией население области на месте производства, и являются фактическими монополистами на локальном рынке.

Как показывают результаты исследований «Технологии Роста», промышленные теплицы России, в отличие от своих западных коллег, не имеют общей системы сбыта и продвижения своей продукции на федеральном, или, тем более, на международном рынке. Свои текущие проблемы, основными из которых являются взаимоотношения с поставщиками энергоносителей и с сетевым ритейлом, тепличники решают самостоятельно, «на местах». Сложность, многообразие и ресурсоемкость задач приводят к снижению конкурентоспособности и финансовой устойчивости малых и средних локальных теплиц. Масштабы бизнеса становятся важным фактором его выживаемости.

Среди крупнейших инвесторов и инициаторов новых проектов промышленных теплиц на рынке овощеводства в защищенном грунте России, - «Агропромышленный холдинг ЭКО-культура», ПАО «Магнит», ГК «Авилон», УК «Горкунов», УК «Технологии тепличного роста», ГК «ГринИнвест», банк «Россия», Группа «Виктория Эстейт». Каждый из них имеет по несколько десятков гектаров зимних теплиц в эксплуатации, расширяет производство и строит новые мощности.

Таким образом, выращивание овощей в защищенном грунте России постепенно, хотя и весьма медленно, переходит на новую стадию своего развития и повышения консолидации бизнеса. Укрупнение производства и централизация управления и сбыта ведет к масштабированию успешного бизнеса, укреплению межрегиональных связей, росту производительности труда и эффективности производственных процессов, стандартизации качества готовой продукции.

 

Инициативные маркетинговые исследования компании "Технологии Роста"